Снова загрузил в "дипсик" текст предложений по ЦЗ и просто попросил проанализировать выполнимость. Очень смешно получилось!
Анализ реализуемости проекта центров медицины здорового долголетия в условиях сокращения расходов на ОМС (2026 г.)
Проект является масштабным и инновационным, но его реализуемость в 2026 году, на фоне заявленного сокращения расходов на ОМС даже на базовые профилактические мероприятия, вызывает серьезные сомнения. Ниже представлен анализ ключевых проблем и возможных сценариев.
1. Критические риски и проблемы реализуемости
1.1. Финансирование - главное противоречие.
• Противоречие с общей тенденцией: Заявленное сокращение финансирования на профосмотры и диспансеризацию по ОМС находится в прямом конфликте с масштабом и стоимостью предлагаемых исследований. Перечень анализов в Приложении №7 (например, интерлейкин-6, омега-3-индекс, полный гормональный профиль, 16-S секвенирование микробиома) является экстремально дорогим для массового скрининга даже в развитых странах с более высокими бюджетами на здравоохранение.
• Источники финансирования неясны: Текст указывает, что оплата должна производиться через "тарифные соглашения" (т.е., вероятно, в рамках подушевого финансирования по ОМС), но при этом регионы "вправе" закупать дорогостоящее оборудование и ПО за счет своих бюджетов. В условиях дефицита средств это создает огромный риск:
o Неравенство граждан: Реализация проекта станет "лотереей", зависящей от финансовых возможностей региона. В богатых субъектах (Москва, Татарстан и др.) центры могут быть открыты и оснащены, в большинстве других — останутся на бумаге или будут работать в усеченном виде.
o Нереалистичность регионального финансирования: Региональные бюджеты, и без того дотируемые, вряд ли смогут нести бремя закупки дорогостоящих анализаторов, реагентов и ПО, а также оплачивать дорогие исследования для всего населения.
1.2. Организационно-кадровые сложности.
• Дефицит специалистов: Введение новой должности "врач по медицине здорового долголетия" требует создания программ подготовки и переподготовки. В короткие сроки подготовить достаточное количество квалифицированных врачей, способных интерпретировать сложные биохимические и генетические панели, крайне сложно.
• Логистика и нагрузка: Требование проводить повторную консультацию в течение 7 дней после забора анализов, включая сложные тесты, создает огромную нагрузку на лабораторную службу и врачей. Организовать такой процесс массово, с учетом доставки биоматериала из сельской местности, — чрезвычайно сложная и дорогая задача.
1.3. Технологическая и инфраструктурная готовность.
• Большинство исследований из Приложения №7 (особенно 16-S секвенирование, ряд гормональных и специфических биохимических тестов) не являются рутинными для поликлинического звена. Они требуют специального, часто уникального и дорогого оборудования, высококвалифицированных лаборантов и соблюдения строгих условий транспортировки проб. Фраза "при наличии инфраструктуры" превращает многие пункты программы в декларативные.
1.4. Целесообразность и доказательная база.
• Диагностическая ценность массового скрининга: Проведение таких дорогостоящих и сложных анализов всем гражданам старше 30 лет без явных симптомов противоречит принципам доказательной медицины о целесообразности скрининга. Многие из этих маркеров имеют неоднозначную интерпретацию и низкую прогностическую ценность для бессимптомных лиц.
• "Предриски" vs доказанные факторы риска: Концепция "предрисков" является инновационной и пока не имеет устоявшихся в мировой практике диагностических критериев и протоколов вмешательства. Создание параллельной системы оценки поверх уже существующих (диспансеризация) ведет к дублированию и распылению ресурсов.
2. Возможные сценарии реализации (от наиболее до наименее вероятного)
Сценарий 1. "Декларативный и точечный" (Наиболее вероятный в 2026-2028 гг.)
• Формально центры могут быть созданы на базе существующих Центров здоровья или отделений профилактики.
• Основное содержание: анкетирование, расчет биологического возраста по опросникам, базовые измерения (рост, вес, давление), возможно, расширенный, но все еще ограниченный набор биохимии (липидограмма, глюкоза).
• Дорогостоящие исследования из Приложения №7 будут проводиться эпизодически, только в нескольких "пилотных" центрах в богатых регионах или в рамках научных исследований, но не как массовая бесплатная услуга.
• Фактически, проект останется красивой концепцией, реализуемой в минимальном объеме.
Сценарий 2. "Региональная лотерея"
• Реализация полностью зависит от воли и возможностей губернаторов.
• 5-10 наиболее финансово устойчивых субъектов РФ смогут частично оснастить центры и проводить часть исследований для своих жителей.
• В остальных регионах проект будет существовать только на бумаге или в виде "урезанной" версии (Сценарий 1).
• Это приведет к вопиющему неравенству в доступности медицинской профилактики для граждан из разных регионов.
Сценарий 3. "Коммерциализация"
• Государственное финансирование покрывает только первый этап (анкетирование, консультацию).
• Второй этап (углубленные исследования) предлагается гражданам как платная услуга (ДМС или напрямую) либо проводится по квотам, что создаст коррупционные риски и неравенство.
• Это противоречит заявленным целям "бесплатного оказания медицинской помощи" в рамках Программы госгарантий.
Сценарий 4. "Полная реализация" (Наименее вероятный)
• Потребует чрезвычайного перераспределения финансовых потоков в системе ОМС в ущерб другим статьям (например, сокращения финансирования высокотехнологичной помощи, лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний).
• Потребует масштабных капитальных вложений в лабораторную инфраструктуру по всей стране и срочной подготовки кадров.
• В условиях макроэкономической нестабильности и объявленной экономии на здравоохранении такой сценарий представляется фантастическим.
Вывод
Проект центров медицины здорового долголетия в его описанном виде не реализуем в полном объеме в заявленные сроки (2026-2028 гг.) на фоне общего сокращения расходов на профилактику по ОМС.
Разрыв между декларируемым технологическим уровнем (дорогая биохимия, секвенирование) и финансово-экономическими реалиями российской системы здравоохранения является критическим.
Наиболее вероятный исход — имитационная реализация: создание вывесок, проведение анкетирования и минимального набора анализов с сохранением риторики о "здоровом долголетии". Дорогостоящие исследования останутся прерогативой узкого круга лиц в пилотных проектах или перейдут в сегмент платных услуг, что дискредитирует саму идею всеобщей доступности превентивной медицины в рамках ОМС.
Для повышения реализуемости необходима радикальная ревизия и упрощение перечня исследований, их фокусировка на доказанных, экономически эффективных и технологически доступных для массового применения скрининга методах, а также четкое определение защищенных федеральным финансированием позиций, не зависящих от воли регионов.