К сожалению на данный момент реализация всех этих новых порядков по всей стране просто невозможна в том виде, как по идее все задумывается. Я давно понял, что авторы приказов и порядков - это люди с глубоко развитой фантазией и чувством юмора.
НО! Польза есть - они создают основание для возможно нормальной работы там, где можно найти ресурсы и людей.
Помнится мы как-то изучали вопрос, как организуется взаимодействие тех же школ и детских ЦЗ. Была информация из Пензенской области, что там на уровне регионального правительства издали распоряжения о таком взаимодействии, что школы должны обеспечивать детям возможность обследования в ЦЗ. И даже план там был расписан... но, логически рассуждая, сразу вопрос возникнет - А кого из учеников будут посылать в ЦЗ? Первого кого поймают?!
Или все-таки нет смысла всех подряд или выбирая "от балды" тащить в ЦЗ?!!!
Надо по уму в самой школе проводить первичный отсев, суперпримитивный, но скрининг, причем желательно с использованием тех же методик, что и в ЦЗ применяются, чтобы не было потом вопросов "взаимопонимания" между врачами в ЦЗ и теми кто в самой школе "отобрал" именно присланных детей на обследование. Сделать это можно путем вынесения отдельных методик из ЦЗ в саму школу, в ее медкабинет.
Понятно, что там врача редко можно будет встретить (хотя неожиданно для себя я такое видел!!!), там максимум медсестра может быть. Ей что-то сложное и делать не возможно и не нужно этого от нее требовать. Именно поэтому для школ и родилась идея делать упрощенный АПК "Здоровье-Экспресс" - с минимумом функциональных возможностей - антропометрия с оценкой физразвития (а для этого и надо ростомер, весы, динамометр), оценка зрения (модуль с кольцами Ландольта), оценка психоэмоционального состояния (тест Люшера), а также интегральная оценка адаптационных возможностей - оценка ВСР с ее "лестницей состояний". Вот собственно и все. Этого вполне достаточно, чтобы не нагружать медсестру уж слишком новой работой.
Частично отработка этих идей шла еще с 2008 года (еще до создания ЦЗ!!!), когда в 10 школах Зеленограда мы с главным санитарным врачом города организовали "донозологический скрининг" - там школьников обследовали с помощью нашего кардиоусилителя и ПО "Варикард-Экспресс". Но после "вычленения групп риска" (а это 1-2% от всех обследованных всего оказалось) некуда было отрпавлять этих ребят, чтобы врачи поняли на основании чего к ним их отправили. Ситуация изменилась с появлением ЦЗ. ЦЗ уже сами используют те же методики и хотя бы понимают, что если пришел ребенок из школы и у него в школе выявили устойчивое состояние "срыва адаптации, то надо с ним поработать и уже более детально обследовать.
Конечно хорошо бы еще в школе и биоимпедансометрию проводить... Это очень информативно как раз с точки зрения оценки питания (включая оценку качества работы школьной столовой и ее рациона), физнагрузки и т.д. Но приборы дорогие... Медасс хорош, но недешев...
Хотя вот в питерском лицее № 387 мы в один комплекс объединяли и АПК в школьном исполнении и Медасс... Отчет об этой работе есть в презентации моего хорошего друга - начальника сектора ЗОЖ в их департаменте - Олега Геннадьевича Сироткина.
А пока надо создавать материальную базу для создания в будущем и настоящем рабочей связки "школьный медкабинет - детский ЦЗ". Для этого в прошлом году мы оснастили в первую очередь все школы-интернаты Воронежской области (там четко есть медперсонал постоянно, есть и врачи обязательно), ряд школ в Астрахани и Москве. В этом году уже около 80 школ Краснодарского края уже получили АПК "Здоровье-Экспресс". Сейчас вот в июне-августе шли поставки постоянно туда. Вот освоят в школах технику, проведут первичное осбледование детей, выявят группы риска - вот их и надо в ЦЗ отправлять или при приезде мобильного ЦЗ в него посылать в первую очередь. Тут что еще учитывалось - и в Воронеже и в Краснодарском крае есть МЦЗ. Но понятно, что не может МЦЗ приехать и стоять неделю возле любой школы... А тут мы еще до его приезда отбираем эти 1-2% самых "нуждающихся" в более углубленном обследовании, их МЦЗ точно за один день всех сможет принять в любом населенном пункте. Хоть все логично будет!
Поэтому новые порядки - это только бумажки, ссылаясь на которые можно попробовать нормально все организовать.
P.S. Причем, варианты АПК есть разные - под разные финансовые возможности регионов. Но принцип модульности и взаимозамеяемости позволяет тем у кого сейчас денег мало, потом доукомплектовывать уже ранее закупленные комплексы. Вот например в Воронеж ушли более-менее полные АПК - с ВСР и даже кардиовизором. В Астрахань - только с ВСР в некоторые школы, а куда-то со СКУСом... Краснодар имел на каждый кабинет 99 тыс. рублей и купил самый дешевый - только с антропометрией и тестами на оценку зрения и тестами Люшера... Но потом те кто захочет - могут все докупить модулями...
Подробно я еще все описывал в соответствующей теме и на сайте, который недавно сделал -
http://www.medprof.org/#!-----/c1ald