Предварительная информация
о предоставлении данных в Федеральный информационный ресурс центров здоровья (ФИР ЦЗ)
в соответствии с письмом Минздрава России №24-4/10/2-8914 от 26.11.2014 г.На сегодняшний день в России функционирует не менее 737 стационарных (взрослых и детских) центров здоровья. В список рассылки указанного письма Минздрава вошли 83 субъекта РФ. Исключение составили республика Крым и г.Севастополь, которые сообщили об отсутствии в центрах здоровья оборудования и площадей для проведения профилактических обследований населения и обратились с просьбой о содействии в ресурсном обеспечении и оснащении центров здоровья по общероссийскому стандарту.
По состоянию на 21.01.2015 г., во исполнение письма Минздрава:
• осуществили выгрузку данных в ФИР ЦЗ 157 (с учётом повторов) центров здоровья из 42 субъектов РФ;
• предоставили информацию о центре здоровья и имеющемся оборудовании 544 центра здоровья из 70 субъектов РФ, при этом около половины из них вместо списков конкретных названий устройств (от производителей) ошибочно прислали только общие перечни установленного оборудования.
Суммарное количество данных, имеющихся на сегодняшний день в ФИР ЦЗ, составляет не менее 5,15 млн обращений, в том числе:
• по письму Минздрава России от 26.11.2014 г. выгружено 4,10 млн обращений;
• регулярно, за 5 лет (по схеме ЦЗ->РИР->ФИР) выгружено 2,04 млн обращений.
(Сумма двух последних чисел не совпадает с указанной оценкой, так как два массива данных пока не объединены в единую базу, т.е. возможны дубликаты.)
Таким образом, за ноябрь 2014-январь 2015 года по письму Минздрава России от 26.11.2014 г. в ФИР ЦЗ собрано в два раза больше информации, чем за все предшествующие годы.
Ниже приводятся ранговые места субъектов РФ по количеству обращений в центры здоровья, выгруженных из ФК ЦЗ в ФИР ЦЗ в соответствии с письмом Минздрава России от 26.11.2014 г. (по состоянию на 21.01.2015):
Ранг | Субъект РФ | Общее к-во обращений | Субъект РФ | Процент обследованных в регионе |
01 | Москва | 1173420 | Республика Чувашия | 22,99 |
02 | Республика Чувашия | 285860 | Сахалинская область | 13,91 |
03 | Пермский край | 277020 | Республика Карелия | 13,33 |
04 | Свердловская область | 227980 | Хабаровский край | 12,10 |
05 | Омская область | 225160 | Пензенская область | 11,93 |
06 | Новосибирская область | 213980 | Республика Бурятия | 11,58 |
07 | Пензенская область | 163360 | Омская область | 11,40 |
08 | Хабаровский край | 162360 | Пермский край | 10,51 |
09 | Волгоградская область | 153200 | Москва | 9,80 |
10 | Республика Бурятия | 112520 | Забайкальский край | 8,44 |
11 | Московская область | 93160 | Новосибирская область | 7,90 |
12 | Забайкальский край | 92420 | Еврейская АО | 7,44 |
13 | Саратовская область | 90980 | Тамбовская область | 6,13 |
14 | Республика Карелия | 84900 | Волгоградская область | 5,93 |
15 | Кемеровская область | 73260 | Свердловская область | 5,28 |
16 | Белгородская область | 71760 | Томская область | 4,88 |
17 | Сахалинская область | 68640 | Владимирская область | 4,66 |
18 | Владимирская область | 66220 | Белгородская область | 4,66 |
19 | Тамбовская область | 65940 | Курская область | 3,92 |
20 | Томская область | 51980 | Саратовская область | 3,63 |
21 | Ульяновская область | 45540 | Ульяновская область | 3,57 |
22 | Курская область | 43920 | Магаданская область | 3,55 |
23 | Самарская область | 42380 | Кемеровская область | 2,67 |
24 | Алтайский край | 40860 | Республика Чечня | 2,08 |
25 | Воронежская область | 34560 | Республика Хакасия | 1,81 |
26 | Республика Чечня | 27540 | Алтайский край | 1,70 |
27 | Кировская область | 19420 | Костромская область | 1,63 |
28 | Челябинская область | 14060 | Воронежская область | 1,48 |
29 | Еврейская АО | 12840 | Кировская область | 1,47 |
30 | Костромская область | 10740 | Московская область | 1,32 |
31 | Республика Хакасия | 9660 | Самарская область | 1,32 |
32 | Курганская область | 7800 | Курганская область | 0,88 |
33 | Тюменская область | 6440 | Новгородская область | 0,71 |
34 | Красноярский край | 5480 | Калужская область | 0,53 |
35 | Магаданская область | 5400 | Астраханская область | 0,48 |
36 | Калужская область | 5360 | Тюменская область | 0,46 |
37 | Астраханская область | 4820 | Челябинская область | 0,40 |
38 | Новгородская область | 4420 | Тверская область | 0,25 |
39 | Тверская область | 3340 | Красноярский край | 0,19 |
40 | Санкт-Петербург | 160 | Санкт-Петербург | 0,00 |
41 | Ростовская область | 60 | Ставропольский край | 0,00 |
42 | Ставропольский край | 40 | Ростовская область | 0,00 |
В целом, в выгрузке данных в ФИР ЦЗ по письму Минздрава России от 26.11.2014 г. приняли участие половина субъектов РФ и каждый пятый центр здоровья. Согласно официальной статистике, в 2013-м году было зарегистрировано 4,6 млн обращений в центры здоровья. Таким образом, количество данных, поступивших в ФИР ЦЗ, на сегодняшний день составляет порядка 20-25% от общего числа обращений.
Лишь в трёх субъектах Российской Федерации осуществили выгрузку данных в ФИР ЦЗ по письму Минздрава России все имеющиеся стационарные центры здоровья: в Республике Бурятия (3 ЦЗ), Республике Карелия (3 ЦЗ) и Чувашской республике (6 ЦЗ).
Из 39 субъектов РФ в ФИР ЦЗ по письму Минздрава России прислали данные некоторые (не все) центры здоровья. При этом только в 17 из указанных 39 субъектов выгрузили данные половина или более центров здоровья: в Белгородской (4 из 7), Владимирской (5 из 7), Волгоградской области (9 из 12), Забайкальском крае (4 из 6), Курской (3 из 5), Магаданской (1 из 2), Новосибирской (9 из 14), Омской (9 из 13), Пензенской области (4 из 6), Пермском крае (8 из 14), Республике Хакасия (1 из 2), Сахалинской (2 из 3), Тамбовской (3 из 4), Томской (2 из 4), Ульяновской области (4 из 7), Хабаровском крае (5 из 8 ), Чеченской республике (2 из 4).
В 2014-м году выгрузку данных в ФИР ЦЗ по стандартной схеме – через региональный информационный ресурс центров здоровья (РИР ЦЗ) – осуществляли восемь субъектов РФ: Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Орловская области, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО.
Из трёх субъектов РФ поступила информация о невозможности выгрузки данных в ФИР ЦЗ ввиду использования альтернативного программного обеспечения, для которого взаимодействие с ФИР ЦЗ не было предусмотрено (программа VisitsHC, Нижегородская обл.; АС «Поликлиника», респ. Татарстан), а также ввиду того, что центры здоровья не работают в системе ОМС, и с учётом этого необходима модификация ФК ЦЗ (Ямало-Ненецкий АО). Частично с указанием причин не выгрузили данные в ФИР ЦЗ центры здоровья Амурской области и Камчатского края. О причинах отсутствия выгрузки данных в ФИР ЦЗ официально сообщили 17 центров здоровья.
Центры здоровья 33 субъектов РФ
полностью проигнорировали письмо Минздрава России от 26.11.2014 г. в части выгрузки данных в ФИР ЦЗ. Перечень этих субъектов РФ в алфавитном порядке:
01 Архангельская область
02 Брянская область
03 Вологодская область
04 Ивановская область
05 Иркутская область
06 Калининградская область
07 Краснодарский край
08 Ленинградская область
09 Липецкая область
10 Мурманская область
11 Ненецкий AO
12 Оренбургская область
13 Приморский край
14 Псковская область
15 Республика Адыгея
16 Республика Алтай
17 Республика Дагестан
18 Республика Ингушетия
19 Республика Кабардино-Балкария
20 Республика Калмыкия
21 Республика Карачаево-Черкесия
22 Республика Коми
23 Республика Марий Эл
24 Республика Мордовия
25 Республика Саха (Якутия)
26 Республика Северная Осетия - Алания
27 Республика Тыва
28 Республика Удмуртия
29 Рязанская область
30 Смоленская область
31 Тульская область
32 Чукотский АО
33 Ярославская область
Выявленные проблемы:• Центры здоровья Республики Крым и г. Севастополь не оснащены оборудованием и не имеют площадей для проведения профилактических обследований населения.
• В нарушение письма Минздрава России №29-5/10/2-4339 от 3 мая 2011 года, в 52 субъектах РФ не был создан региональный информационный ресурс центров здоровья (РИР ЦЗ); в ряде центров здоровья не используется программа ФК ЦЗ. Вместо этого применяется программное обеспечение, передача данных из которого в ФИР ЦЗ не предусмотрена.
• В ряде ЛПУ, на базе которых функционируют центры здоровья, отсутствует квалифицированный IT-персонал для установки и обновления программы ФК ЦЗ.
• Нехватка кадров для внесения данных профилактического скрининга в программу ФК ЦЗ ввиду того, что в центре здоровья используются устройства, не совмещённые с ФК ЦЗ.
• Отсутствие подключения ряда центров здоровья к сети интернет.