Минздрав в лице своего департамента, который нахуевертил еще с приказами по ЦЗ, выдал на гора новый приказ №213н, который сейчас создаст массу гимора для школ, детских садов и вообще ставит школьную медицину на грань медленной деградации и полного вымирания.
Итак, на основе анализа текста приказа Минздрава России от 14.04.2025 N 213н можно выявить ряд системных проблем, противоречий и не проработанных вопросов.
1. Противоречия и расхождения с ранее действующим приказом №822н
Новый приказ не просто обновляет, а кардинально меняет модель организации медицинской помощи в школах и детских садах по сравнению с приказом №822н.
• Смена ответственного субъекта: Приказ №822н возлагал организацию медпомощи на образовательные организации (п. 4 старого порядка). Новый приказ (п. 2 и 3) прямо указывает, что это задача исполнительных органов субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Это фундаментальное изменение, которое перекладывает финансовое и организационное бремя с системы образования на систему здравоохранения. Однако механизм этого перехода, источники финансирования и ответственность за его реализацию в тексте не прописаны.
• Исчезновение лицензионного требования: Старый порядок (п. 17) требовал, чтобы медперсонал работал на основании лицензии образовательной организации на медицинскую деятельность. Новый порядок (п. 7) говорит, что медпункт может быть структурным подразделением медицинской организации или образовательной (если та осуществляет меддеятельность). При этом требование о наличии у образовательной организации лицензии упоминается, но акцент смещен на медорганизации. Это создает правовую неопределенность: кто и как будет лицензировать эту деятельность теперь?
• Изменение в штатных нормативах: В приложении №2 нового приказа значительно снижена норма по врачам/фельдшерам для общеобразовательных организаций: с 1 должности на 500-600 учащихся (по старому приказу) до 1 на 1000. При этом норма для медсестер осталась прежней (1 на 500 учащихся). Это вступает в противоречие с заявленными целями по улучшению медобслуживания и создает риск повышенной нагрузки на средний медицинский персонал.
2. Внутренние противоречия и ошибки в новом приказе
• Противоречие между п. 4 и п. 5: Пункт 4 гласит, что экстренная и неотложная помощь оказывается непосредственно в медпункте. Пункт 5 утверждает, что плановая помощь оказывается в медицинской организации. Однако п. 6 вносит путаницу, говоря, что помощь осуществляется "в образовательной организации либо... в медицинской организации". Это "либо" создает правовую лазейку, позволяющую региональным властям вообще не организовывать медпункты, перенаправляя всех детей в поликлиники, что абсолютно нереалистично для экстренных случаев.
• Несоответствие оснащения и заявленных функций (Критическое противоречие): В Приложении №3 (Стандарт оснащения) отсутствует набор для оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях (например, противошоковый набор, набор для первичной обработки ран, сердечно-легочной реанимации, кислород), при том что одной из главных целей медпункта заявлено оказание экстренной помощи (п. 2 Приложения №1). Упоминаются лишь жгут, шины и мешок Амбу. Это грубая и опасная ошибка, делающая невозможным выполнение ключевой функции медпункта.
• Неопределенность с "иными подразделениями": П. 5 Приложения №1 говорит, что в медпункте могут быть предусмотрены кабинеты (стоматологический, ЛФК и др.), но не указано, кто, на каких условиях и за чей счет их должен создавать и оснащать. Этот вопрос полностью отдан на откуп регионов, что приведет к росту неравенства в доступности медпомощи.
3. Непроработанные вопросы
• Финансирование: Это ключевой неурегулированный вопрос. Кто будет финансировать:
o Зарплату медработников (теперь это персонал медорганизаций)?
o Закупку оборудования и медикаментов для медпунктов?
o Ремонт и содержание помещений?
П. 9 обязывает школу предоставить помещение, но все остальные финансовые потоки неясны.
• Взаимодействие между системами: Не прописан механизм взаимодействия между образовательной организацией (которая предоставляет помещение и обеспечивает доступ ребенка) и медицинской организацией (чей персонал работает в этом помещении). Нет регламентов по обмену информацией, отчетности, действиям в чрезвычайных ситуациях.
• Ответственность: В случае возникновения претензии к качеству оказанной помощи (например, в медпункте школы) кто будет нести ответственность? Образовательная организация (собственник помещения) или медицинская организация (работодатель персонала)? Этот вопрос не урегулирован.
• Реализация на практике для малых школ: Для районов с низкой плотностью населения (п. 6 Приложения №1) указано, что количество персонала устанавливается исходя из меньшей численности. Но нет четких критериев и нормативов, что может привести к полному отсутствию медработников в малых школах.
• Срок действия ссылок: В тексте есть ссылки на другие приказы (например, на Приказ Минздрава от 14.09.2020 N 972н о порядке выдачи справок), срок действия которых истекает 1 января 2027 года, в то время как данный приказ действует до 2031 года. Это создаст правовой вакуум после 2027 года.
Вывод
Представленный приказ содержит ряд критических недостатков:
1. Декларативность: Многие положения носят рамочный характер и перекладывают всю сложность реализации на региональные власти без четких механизмов и гарантий.
2. Опасное несоответствие: Отсутствие в стандарте оснащения наборов для неотложной помощи при декларировании такой функции является грубой ошибкой, ставящей под угрозу жизнь и здоровье детей.
3. Финансовая и организационная неопределенность: Непонятно, кто, как и за чей счет должен реализовывать предписания приказа, что на практике может привести к коллапсу системы школьной медицины или резкому ухудшению ситуации.
4. Юридические противоречия: Несогласованность пунктов внутри приказа и с отменяемыми документами создает почву для многочисленных споров и неисполнения норм.
Приказ требует серьезной доработки, особенно в части оснащения, финансирования и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами здравоохранения и образования на всех уровнях.