А вот и появившаяся резолюция, хотя странно, что ее принимали, когда большинство главных внештатных спецов уже разъехались по домам и не присутствовали на закрытии конференции. Слова в резолюции все вроде правильные, но они являются "правильными" уже многие годы, а вот с делами как-то не очень получается:
21.05.2012
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России»
17-18 мая 2012 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России», организованная ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины проведенная под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Департамента здравоохранения г. Москвы. В организации конференции приняли участие Российское общество кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики, Национальное общество кардиоваскулярной профилактики и реабилитация и Всероссийское научное общество кардиологов.
В работе конференции приняли участие более 300 человек: руководители органов управления и учреждений здравоохранения, главные специалисты по профилактической медицине федеральных округов и субъектов Российской Федерации врачи, специалисты центров медицинской профилакткики, центров здоровья, терапевты и кардиологи, представители академической и вузовской науки из 47 городов всех федеральных округов Российской Федерации.
В рамках работы конференции было проведено пленарное заседание, 15 научных симпозиумов, расширенное заседание Профильной комиссии по профилактической медицине, круглый стол, конкурс молодых ученых; заслушано и обсуждено более 90 докладов.
Участниками конференции констатировано, что в стране сохраняется, хотя и с тенденцией к улучшению, неблагоприятная демографическая ситуация преимущественно обусловленная чрезвычайно высокой смертностью населения от хронических неинфекционных заболеваний (НИЗ). Делегаты и участники конференции поддерживают основные направления совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, определенные Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. и считают, что в сложившейся ситуации, наиболее целесообразно воспользоваться опытом большого числа стран мира добившихся 2-3 кратного снижения показателя смертности от НИЗ за последние 30 лет преимущественно за счет пропаганды и формирования у населения здорового образа жизни (ЗОЖ), снижения распространенности основных факторов риска НИЗ (курения, повышенного АД, нерационального питания, избыточного потребления алкоголя, малоподвижного образа жизни и ожирения).
В этой связи основной перспективной задачей органов власти в сфере здравоохранения является формирование в стране эффективной и самодостаточной (саморазвивающейся и самообновляющейся) государственной системы медицинской профилактики, включающей:
- головное научно-методическое учреждение страны (ФГБУ ГНИЦПМ) в области медицинской профилактики НИЗ;
- главных специалистов по профилактической медицине всех субъектов Российской Федерации и федеральных округов;
- 82 полноценных субъектовых центра медицинской профилактики с организационно-контрольной функцией профилактической работы и учебно-методической, консультативной помощи врачебно-фельдшерскому составу кабинетов и отделений медицинской профилактики и центров здоровья в субъекте РФ;
- от 2 до 10-15 городских, районных (межрайонных) центров медицинской профилактики в каждом субъекте РФ (в том числе развернутых на базе центров здоровья, с введенными в их состав отделениями и кабинетами медицинской профилактики);
- развернутую сеть кабинетов и отделений медицинской профилактики во всех амбулаториях, поликлиниках и центрах здоровья субъекта РФ.
Необходимо обеспечить вертикаль взаимодействия и преемственность профилактической работы, а также повсеместное выполнение статьи 35 Федерального закона РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ Об обязательном медицинском страховании в РФ, согласно которому в базовую программу обязательного медицинского страхования введена профилактическая помощь, оказываемая в рамках первичной медико-санитарной помощи.
Кроме того, в соответствии с требованием Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ необходимо привлечь к профилактической работе не только первичное звено здравоохранения, но и все стационарные и санаторно-курортные медицинские организации, добиться воссоздания на современном уровне Государственной системы поэтапной кардиологической реабилитации, сформировать достаточную сеть стационарных и поликлинических центров кардиореабилитации.
Для оплаты профилактических услуг, предоставляемых в стационарных лечебных учреждениях экстренно необходима разработка стандарта стационарной медицинской помощи пациентам по коррекции основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
Делегаты и участники конференции считают, что включение в проект Государственной программы «Развитие здравоохранения до 2020 г.» подпрограммы № 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» с адекватным государственным бюджетным финансированием и началом ее реализации с 2013 г. ставит проблему качественной разработки региональных комплексных целевых профилактических программ в субъектах РФ в разряд государственной важности.
В этом аспекте разработанная при поддержке Минздравсоцразвития России программа комплексной профилактики ХНИЗ в Рязанской области имеет большое значение, как образцовый шаблон (эталон) для формирования аналогичных программ во всех субъектах Российской Федерации.
Кроме того, по мнению участников конференции необходимо:
- на базе имеющегося опыта под эгидой Минздравсоцразвития России с участием экспертов Минэкономразвития России разработать и издать официальные методические рекомендации по разработке, организации проведения и контролю исполнения целевой комплексной программы субъекта Российской Федерации по формированию здорового образа жизни и профилактике ХНИЗ;
- организовать на базе ФБГУ ГНИЦПМ постоянно действующий цикл тематического усовершенствования для групп лиц, принимающих решения и всех участников процесса разработки, организации проведения и контроля исполнения целевой комплексной профилактической программы всех субъектов Российской Федерации;
- через глав администраций регионов инициировать подготовку проекта целевой комплексной программы по формированию здорового образа жизни и профилактике ХНИЗ во всех субъектах Российской Федерации.
Для успешной реализации государственной программы (подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни») необходимо также создание системы подготовки кадров медицинской профилактики, включающей в первую очередь подготовку врачей по медицинской профилактике на базе учреждений высшего профессионального медицинского образования (Цикл тематического усовершенствования 72 часа) и подготовку фельдшеров (специалистов со средним медицинским образованием) - заведующих кабинетом медицинской профилактики на базе учреждений среднего профессионального медицинского образования (Цикл тематического усовершенствования 72 часа).
Делегаты и участники конференции обращаются к государственным и муниципальным органам власти, к медицинским, воспитательным, образовательным, спортивным, общественным и иным организациям, учреждениям культуры, партиям и движениям усилить пропаганду идей здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных заболеваний, обуславливающих более 80 % смертности населения нашей страны. Необходима коррекция общественной стратегии мер по сохранению здоровья нации: переход от лозунга «Чистота - залог здоровья» и «Руки мой перед едой» в эпоху основной смертности от инфекционных и паразитарных заболеваний, к лозунгу «Веди здоровый образ жизни, исключай факторы риска» в эпоху основной смертности от болезней системы кровообращения, внешних причин и онкозаболеваний.
Участники конференции считают необходимым ежегодное проведение конференции «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России»
Принята единогласно на пленарном заседании конференции 18 мая 2012 г. в г. Москве.
P.S. Также странно, что в резолюции вообще проигнорирован факт наличия детских центров здоровья, даже в составе экспертного совета нет ни одного педиатра! Такое ощущение, что просто забыли и даже знать не хотят о том, что из 700 ЦЗ более 200 - это именно детские! Меня всегда поражали такая "узость мышления"... Также в условиях, когда сами Цз еще повсеместно на птичьих правах находятся, предлагается "на их базе" что-то еще создавать!!! При этом в приказах Минздрава по рекомендуемым штатам для ЛПУ всех видов даже не предусмотрено вообще существование ЦЗ, даже сами ЦМП, как класс, забыли упомянуть!!!
В этих вот "граничных условиях" все эти резолюции просто останутся пустым звуком, к моему огромному сожалению!
Ведь что получается - решения все должны приниматься в регионах, а чтобы им было удобно это делать, надо подготовить именно детальную проработку всех мелочей - не каркасные схемы рисовать, мол сами там додумывайте на местах, а "до винтика" проработанный вариант. А тут на каждом шагу "мины"... Не имея готовых "кирпичиков" из которых можно построить здание, само здание просто физически невозможно построить, это все "воздушные замки".
Отрадно, что решили учить "лиц принимающих решения"... вот только есть ли понимание, что это губернаторы, министры здравоохрания и образования, главы ТФОМСов, директора промпредприятий? Я слабо себе представляю, что они поедут в Москву на ТУ в ГНИЦ ПМ! Это просто несерьезно... Тут скорее думать надо, как организовывать экспресс-курсы по обучению этих людей на местах - типа приехали и провели однодневный семинар, но там надо раздать четко прописанные методички. Это такой франчайзинг профилактики... Надо передавать "бизнес под ключ".... Не уверен, что ГНИЦ ПМ может это осуществить, особенно если эти будет заниматься товарищ Ипатов. Он не подходит для такой роли - внедрения чего-то нового, не тот тип мышления и типаж. В его исполнении это будет полный провал. Тут других людей нужно ставить на эту работу.