http://viperson.ru/wind.php?ID=668612http://vrachirf.ru/concilium/4446.htmlОткрытие Минздравом РФ первичной медико-санитарной помощи(Выкопировка статьи так как всю ее разместить нет возможности)
Мы уже многократно писали (Неугомонный Минздрав, Размышления о законопроекте об ОМС, Еще раз о законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Большая работа при отрицательном КПД, О платности и бесплатности, Вместо концепции предложена программа, О значительных ошибках при использовании показателей здоровья в здравоохранении, О штабе отраслевого здравоохранения и его продукции, О жирафе и слоне в посудной лавке здравоохранения, От старой к новой программе развития здравоохранения, Еще раз о платности и бесплатности в здравоохранении и т.д.) о том, что с блинной скоростью Минздрав выпекал и продолжает выпекать не до конца проработанные, с дефектами, различные материалы, по которым должны жить немалое время население страны и система здравоохранения. С каждым разом один документ получается "лучше" другого. Очередная "новация" Минздрава РФ повергла в шок и пациентов, и врачей. Теперь врач должен объяснить пациенту, что он намерен с ним делать, как осматривать, что и почему. Но на это дополнительное время не выделяется. А пациент должен подготовить письменное согласие на осмотр, инъекции, процедуры и другие вмешательства, указав, что ему понятно, что, зачем и как с ним будут делать. Видимо, уже больше улучшать нечего и осталось сделать последние штрихи. С 1 июля 2013 г. в соответствии с приказом Минздрава РФ врачи обязаны выписывать рецепты на лекарства, указывая не название конкретного препарата, а его международное непатентованное наименование, т.е. название действующего вещества. При этом предполагается, что аптечный провизор разъяснит пациенту, в чем суть действующего начала и чем лекарства с его включением отличаются друг от друга. Это можно оставить даже без комментариев. В приказе Минздрава РФ N121н от 11.03.2013 г. "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг)...>> практически все виды помощи перепутаны: доврачебная и врачебная ПМСП, общая помощь и специализированная, скорая помощь и неотложная и т.д. Однако, нет предела совершенству. В конце 2013 г. Минздравом РФ подготовлен проект приказа "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", само название которого вызывает недоумение, как своей стилистикой, так и своим содержанием. Наверное, для детского населения будет готовиться отдельный приказ. Исходя из текста документа, в котором речь идет о структуре, функциях, штатном расписании и оснащении отдельных структурных подразделений, как раз организации медико-санитарной помощи, ее характеру и особенностям в проекте приказа месте не нашлось. Речь должна идти не о первой или первичной помощи (Primary Care), которая по своей сути является домедицинской и которой должны владеть практически все граждане, в первую очередь, соприкасающиеся с большими или небольшими группами населения (учителя школ, представители дорожно-патрульной службы, участковые полицейские, стюардессы и др.). Они должны знать, что нужно делать в экстремальных для здоровья ситуациях (травмах, кровотечениях, ожогах, внезапных приступах болезни и т.д.) и владеть соответствующими навыками. Кроме того, они должны знать, что нужно делать в простейших случаях нарушения здоровья (насморк, головная боль и т.п.) перед непосредственным обращением за медицинской помощью, а женщины должны быть обучены элементарным правилам гинекологической профилактики и умению ежедневно перед зеркалом пальпировать свою грудь. Сюда же можно отнести медицинский актив и волонтеров. К сожалению, в отличие от многих развитых стран, в России пока не получило своего развития массовое обучение методам индивидуальной профилактики, здорового образа жизни и первой «до медицинской» помощи. Крайне мало подготовлено и соответствующих рекомендаций, литературы, материалов в средствах массовой информации. В прежние времена этим должны были заниматься органы санитарного просвещения, однако затем, с внедрением системы ОМС, профилактика перестала быть ведущим направлением отечественного здравоохранения, что среди прочих факторов и условий незамедлительно негативно отразилось на здоровье населения. Вместе с тем, как профилактика (массовая и индивидуальная), так и первая до медицинская помощь, являются частью системы охраны здоровья и первичной медико-санитарной помощи, главным институтом которой служит общая врачебная (семейная) практика (ОВП). Речь также не пойдет о первичной медицинской помощи (Primary Medical Care), которая в странах бывшего Советского Союза воспринимается как первичная доврачебная помощь и которая может оказываться медицинскими сестрами, фельдшерами, акушерками и парамедиками. Этот вид медицинской помощи является одним из этапов в системе здравоохранения и может носить как самостоятельный характер, так и выполнять функцию подготовки к врачебному консультированию. В данном документе речь должна идти именно о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), то есть о первичной заботе о здоровье, о первичном уровне системы охраны здоровья (Primary Health Care), когда акцент делается на укреплении здоровья и профилактике, а не только на контроле за болезнями. Как раз недопонимание этих терминологических различий в русском языке и, естественно, разное содержание этих понятий и вызывает у некоторых отечественных специалистов и чиновников неприятие идей охраны здоровья и общей врачебной (семейной) практики. Судя по всему, авторы проекта этого приказа мало знакомы с результатами эпохальной Алма-Атинской конференции 1978 г. и ее Декларацией, с деятельностью многих международных организаций в этой сфере, с рабочими совещаниями ВОЗ, с накопленным мировым опытом, современными представлениями и публикациями по этой проблеме. Между тем, наилучшее и наиболее полное определение ПМСП дано в Алма-Атинской Декларации 1978 года: "Первичная медико-санитарная помощь является первым уровнем (зоной) контакта отдельных лиц, семьи и общины с системой охраны здоровья (добавим, не просто с медицинской помощью), максимально приближает эту помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа; она нацелена на решение основных медико-санитарных проблем в общине и обеспечивает соответственно оздоровление, профилактику, лечение и реабилитацию".
\---------\
Таким образом, весьма громоздкий для приказа документ на 109 страницах (кто это будет всё читать?) не соответствует духу времени, не учитывает перспективного периода действия данного приказа, а потому нуждается в существенной доработке и сокращении.
Комаров Ю.М., доктор медицинских наук, профессор